Бегающая боль в суставах

Народная медицина не без оснований считается предметом малоизученным, хотя кому из нас не приходилось встречаться с древними рецептами врачевания! Простые и наивные на первый взгляд, они заключают в себе многовековой опыт познания природы и человека. Не так еще ясны весьма сложные закономерности, в силу которых происходило развитие традиционных народных знаний. Теснейшим образом они были связаны с поверьями, легендами, сказками, системой примет, гаданий, запретов, и в то же время это комплекс совершенно рациональных методов, лечебных приемов и средств, которые применялись для предотвращения и лечения заболеваний.

Подробней в видео:

Не случайно народная медицина ныне привлекает внимание различных специалистов. Автору этих строк не раз доводилось беседовать со старожилами-станичниками, пользовавшимися в народе славой целителей. Кубани, и легли в основу нашего очерка. Народная медицина восточнославянского населения Кубани сложилась на базе традиционной русской и украинской медицины в XIX веке, но тем не менее получила широкое распространение. Условия жизни переселенцев-казаков, особенно в конце XVIII — первой половине XIX века, были далеко не благоприятными. Из болот, облегающих край с трех сторон и загроможденных сорными, разлагающимися на корне растениями,— писал кубанский историк И. Не будет преувеличением сказать, что и столетие спустя, в начале XX века, большинство жителей края оставались без врачебной помощи и лекарств. Так, согласно отчету наказного атамана о состоянии народного здоровья за 1903 год, одному врачу приходилось обслуживать 16 530 человек! Неудивительно, что знахари зачастую официально признавались специалистами лечебного дела.

Поскольку уязвления сиею болезнью людей и скота происходили весьма часто и скоропостижно, специалисты этого профиля имелись, по всей видимости, почти в каждом населенном пункте. Динской, Кореновской, Березанской, Переясловской, Новоджерелиевской, Новокорсунской, Бриньковской и многих других. Вообще у черноморских казаков знахарством исстари занимались, как правило, куренные кашевары. Но что там отдаленные кордоны, когда во многих станицах не было фельдшеров и аптек! Зато почти в каждой имелись известные своим знахарством личности. Знахарские средства, бывшие в отличие от аптечных лекарств всегда под рукой, обходились пациентам весьма недорого. XIX века один из исследователей быта кубанских станиц,— а если иной раз ничего не дадут, то не обижается. Интересно, что с подобной трактовкой оплаты знахарского труда мы встретились и в ходе наших, современных, экспедиций. Вера в ведьм была на Кубани общераспространенной.

Приезжайте вы в любую станицу, хутор или селение,— сообщал корреспондент Кубанских областных ведомостей в 1909 году,— и спросите на улице первую попавшуюся женщину: Что, ведьмы у вас есть? Ведьма, согласно народной демонологии, могла быть родимой и ученой. У родимой, являющейся таковой с самого рождения, будто бы имеется небольшой хвостик, злыми делами она, как правило, не занимается, работает как и все, но может сразу же определить ученую ведьму, для этого ей достаточно посмотреть той в глаза. Ведьмам обычно приписывалась способность испортить человека, однако считалось, что ведьма может и вылечить. Но за последствия такого лечения ручаться было нельзя, в народе говорили: Ведьма лечит, да опять калечит. За свои прегрешения ведьма страшно мучится перед смертью, ей необходимо во что бы то ни стало передать свои знания. Для этого она должна держать человека за руку и прочитать специальный заговор.

Если же сделать это не удается, ведьма, по словам наших информаторов, и воет, и вищит, и с кровати тикае. Чтобы облегчить ее страдания, в потолке сверлили дырку, а саму ведьму клали на пол. Колдуном считали человека, который делал людям прежде всего зло: мог остановить свадебный поезд и заколдовать участников свадьбы, превратив их в волков, мог наслать серьезную беду, болезнь, но мог и исцелить. Поэтому его старались задобрить, приглашали на свадьбу дружкой, обращались с ним почтительно. Ведь даже после своей смерти колдун, по общему убеждению, был способен принести немало вреда. Некоторые знахари, в основном мужчины, обладали хирургическими навыками, таких называли костоправы. По словам одной из жительниц станицы Некрасовской, знахарей уважали, колдуна боялись, а ведьму презирали.

Знахари, как и колдуны, чаще всего передавали свои знания по наследству. Считалось, что их можно передать человеку, младшему по возрасту, являющемуся первым или последним ребенком в семье. Среди занимающихся лечением, как уже отмечалось, существовала определенная специализация. Обычно лечением занимались люди одинокие, старые, иногда с физическими недостатками. Они и внешним видом отличались от окружающих. Свои действа знахари старались проводить в особой, таинственной обстановке, благодаря которой магические приемы сильнее влияли на больного. К тому же сами знахари являлись, как правило, людьми незаурядными, умными, обладающими силой воли, неплохо разбирающимися в психологии попавшего в беду человека. Лечение знахарем-колдуном своих пациентов основывалось на народных представлениях о болезни как о живом существе. Так, в кубанских заговорах болезнь изображалась существом вполне телесным, материальным, которое нападает на человека, грызет его, ест, крутит, корежит.

И спросите на улице первую попавшуюся женщину: Что, не случайно народная бегающая боль в суставах ныне привлекает внимание различных специалистов.